Этот недуг возникает в тех случаях, когда духовные идеи и концепции встраиваются глубоко в структуру нашей эгоистической личности. И тогда, как говорит Левеллин Воэн-Ли, получается «пуленепробиваемое» эго. При одухотворении эго мы становимся совершенно недоступны для любой помощи извне, новой информации и конструктивных замечаний. В результате получается своего рода герметичный человек с замороженным внутренним ростом – и все это под маркой высокой духовности. Одухотворенность эго может проявляться в разной степени – от «едва заметно» до «ярко выражено». Примером этого явления может послужить то, что я называю «дзэнский любовник» или «дзэнская любовница», – когда человек искусно искажает духовные концепции, идеалы и практики, чтобы избежать искренности и открытости в романтических взаимоотношениях.
Массовое производство духовных учителей
Ныне есть немало модных духовных течений, которые тиражируют людей, воображающих, будто они пребывают на намного более высоком уровне просветления или мастерства, чем есть в действительности. Как на Западе, так и на Востоке расплодились посредственные учителя, предоставляющие искренним искателям наставничества весьма убогого уровня. И этот недуг передается, по своего рода, духовному конвейеру: ощути жар там-то, достигни такого-то озарения, и – бам! – ты стал просветленным и теперь можешь точно так же просветлять других.
И проблема даже не в самом содержании наставлений таких «учителей», но в том, что эти люди подают себя так, будто они достигли уровня мастеров. Такие преждевременные заявки не только тормозят их собственное развитие, но и создают у учеников ограниченное представление о духовном развитии. Т. К. В. Дешикачар рекомендует: «На каком бы этапе йогического пути мы ни находились, не стоит считать себя мастером. Следует помнить: ощущению, что сегодня мы стали чуть-чуть лучше, чем вчера, должна сопутствовать надежда, что когда-то мы станем еще немножко лучше».