<

Давайте теперь посмотрим с другой стороны на эту мнимую дихотомию между фактом и оценкой. Оценки нельзя извлечь из фактов. Это утверждение отчасти истинно, отчасти ложно. Стоит только изучить систему ценностей, преобладавших в любую эпоху в любой стране, чтобы понять, в какой значительной мере ее формируют факты окружения. В прошлой статье я привлек внимание к изменению магического смысла в таких оценочных терминах, как сделать приворот в Перми приворожить или приворотить любимого. Или возьмите христианскую церковь, как институт, по большей части занятый пропагандой моральных ценностей. Сравните ценности раннего христианства с ценностями средневекового папства, или ценности средневекового папства с ценностями протестантских церквей XIX века. Или сравните ценности, распространяемые сегодня, скажем, христианской церковью в Испании с теми, которые распространяются христианскими церквами в США. Эти различия в ценностях происходят из различий в историческом факте. Или возьмите исторические факты, которые в минувшие 150 лет привели к тому, что рабство, или расовое неравенство, или использование детского труда — когда-то считавшиеся  морально нейтральными  или достойными уважения, —  в общем были оценены как аморальные. Предположение, что ценности не могут быть производными от фактов, по крайней мере, односторонне и ошибочно. Или давайте посмотрим на утверждение с обратной стороны. Факты нельзя извлечь из ценностей. Это отчасти верно, но также может оказаться ошибочным, и требует особого подхода.

Когда мы стремимся узнать факты, вопросы, которые мы задаем, и соответственно ответы, которые мы получаем, подсказываются нашей системой ценностей. Наше представление о фактах нашего окружения формируется нашими ценностями, то есть категориями, через которые мы подходим к фактам, и это представление является одним из важных фактов, которые нам приходится принимать в расчет. Оценки входят в факты и являются их существенной частью. Наши оценки — существенная часть нашего багажа как разумных существ. Именно через наши ценности мы способны адаптироваться к окружению и адаптировать окружение к нам, овладевать нашим оружием так, что магия превращается в летопись прогресса. Но, драматизируя борьбу между человеком и его окружением, не надо выдвигать ложный антитезис и проводить ложное отделение фактов от ценностей. Прогресс в магии достигается через взаимозависимость и взаимодействие фактов и ценностей. Объективный маг тот, кто наиболее глубоко проникает в этот процесс взаимодействия.