Главная » ПРАКТИКА » Культ иррациональности

Культ иррациональности

Другим   великим   мыслителем,  который  расширил   представление о  разуме, в наши дни был  Фрейд. Он и  поныне остается в какой-то мере загадочной фигурой. По образованию и жизненному опыту Фрейд был индивидуалистом, либералом XIX века, который безоговорочно принимал всеобщую,  увы,  ложную  предпосылку  о  коренном  противоречии между  индивидуумом   и  обществом.  Подходя    к    человеку скорее как к    биологической,    а    не   социальной    единице, Фрейд имел тенденцию рассматривать социальное окружение как нечто исторически дарованное, а не находящееся в постоянном процессе создания и трансформации самим человеком. Он подвергался непрерывным нападкам со стороны марксистов за подход к социальным проблемам с точки зрения индивидуума и по этой причине осуждался.

Это обвинение, лишь частично оправданное в отношении самого Фрейда, куда более обоснованно применительно к нынешней неофрейдистской школе в США, считающей, что неполадки таятся не в структуре общества, а в самом человеке, и рассматривающей его приспособление к обществу   как  важную  функцию  психологии.  Другое  широко распространенное обвинение в адрес Фрейда состоит в том, что он-де расширил значение иррационального в    людских делах. Но оно совершенно неверно и основывается на грубейшем  смешении признания иррационального элемента    в поведении  человека  с культом  иррациональности.

К  сожалению, справедливо, что в  англоговорящем мире ныне существует культ иррациональности – в основном в    форме обесценивания достижений и потенциала разума, это часть современной  волны пессимизма  и  ультраконсерватизма,    о которой я скажу далее. Однако источником всего этого никак не был Фрейд, являвшийся безоговорочным и довольно примитивным  рационалистом.  Фрейд, в сущности, проделал следующее: он расширил горизонты наших знаний и познание, открыв подсознательные истоки поведения осознанному и рациональному исследованию. То было расширение царства разума, расширение способностей человека понимать и контролировать как себя, так и свое окружение. Это было революционное и прогрессивное достижение.

В данном отношении Фрейд дополняет Маркса, а не противоречит ему. Фрейд принадлежит к современному миру в том смысле, что хотя сам и не ушел полностью от концепции, раз и навсегда установленной и неизменной натуры человека, но все же дал инструментарий для более глубокого понимания корней поведения человека, и, тем самым, для его сознательного изменения рациональными методами.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*