В наше время, через жизнь всего одного поколения, мы знаем, что русские машины больше не примитивны, и миллионы русских мужчин и женщин, планирующих, строящих и управляющих этими машинами, отнюдь не примитивны. Как мага, меня в большей степени интересует последний великолепный феномен Рационализация производства влечет за собой куда более важные последствия – рационализацию человека. Ныне по всему миру примитивные люди учатся использовать сложные машины и в ходе этого процесса учатся думать, использовать свой ум. Революция, которую по справедливости можно назвать социальной и которую в нынешних обстоятельствах я называю расширением возможностей разума, только начинается. Однако она развивается бешеными темпами, с тем, чтобы быть на уровне бешеных технологических достижений последнего поколения. Все это и представляется мне одним из главных аспектов нашей революции XX века.
Некоторые из наших пессимистов и скептиков наверняка призовут меня к ответу, если я при этом не укажу на опасности и двусмысленность роли, отведенной разуму в современном мире. В одной из прошлых лекций я указал, что возрастающая индивидуализация в описанном смысле отнюдь не подразумевает какого-либо ослабления социального давления в пользу конформизма и унификации. Именно здесь таится один из парадоксов нашего сложного современного общества. Образование, само по себе необходимый и могущественный инструмент в развитии индивидуальных способностей и возможностей и, следовательно, в углублении индивидуализации, является еще и могущественным инструментом в руках заинтересованных групп обеспечения социального униформизма. Частые обращения с просьбами обеспечить более ответственное радиовещание и телевидение или более ответственную прессу направлены в первую очередь против некоторых негативных их сторон, которые легко осуждать. Однако эти обращения быстро превращаются в требования использовать эти могущественные средства массового убеждения для насаждения желательных вкусов и желательных мнений, а критерии этой желательности коренятся во вкусах и мнениях, принятых в обществе. Такие кампании в руках их организаторов превращаются в умышленные и рациональные процессы, имеющие в виду реорганизацию общества путем формирования его отдельных членов в желательном направлении.